“Есть пульс — живой” думаю эту фразу наравне с “дышит — живой” многие даже не медики слышали неоднократно в фильмах и сериалах. Они въелись в наш мозг как символы жизни. Как-то само собой подразумевается что все живое движется, пульсирует, вибрирует пусть даже эти вибрации мы не всегда можем заметить на глаз. Да и мировоззрение человека его привычки, пристрастия, интересы всегда находятся в каком-то движении и изменении. Метафизики говорили ранее а наука сейчас находит тому подтверждения, что тело человека имеет различные полевые структуры которые вибрируют с разной частотой. В зависимости от нашей чувствительности мы можем чувствовать эмоции другого человека даже не разговаривая и не общаясь с ним.

 "Что нам стоит дом построить? Нарисуем будем жить!"

Каждый человек индивидуален как внешне так и внутренне, поэтому всегда ценились вещи сделанные по индивидуальному заказу. Блюда от шеф-повара вкуснее и дороже полуфабрикатов в кулинарном отделе. Авторское платье или костюм сидят и смотрятся лучше чем массового производства. Тех кто одевается одинаково мы частенько на подсознательном уровне называем инкубаторскими (искусственными) или детдомовскими. Таким образом мы на подсознательном уровне отмечаем для себя, что там мало любви, человеческого тепла, творчества. Тогда возникает вопрос почему мы живем в стандартных жилищах унифицированных под какого-то обезличенного “стандартного” человека. Хозяева квартир имеют различный рост, но даже электрические выключатели и ручки дверей, мебели расположены «по стандарту».

Если обратить свой взор от стандартных коробок многоэтажек в индивидуальное строительство то можно заметить, что проектирование строительства чаще всего идет двумя основными путями где во главу ставятся:

* минимизация расходов и времени за счет выбора готового типового проекта (спроектированного под какого-то «другого» человека) который в лучшем случае подвергается небольшим корректировкам.

* сделать «не хуже» или «лучше чем у» соседей, знакомых и т.д. При этом часто приглашается новомодный архитектор, дизайнер который опять же делает проект дома под какого-то виртуального жителя для того, чтобы отличиться или быть в тренде заказчики могут просить, чтобы все было «по фен-шую». При этом архитекторы и дизайнеры иногда забывают а довольно часто просто по незнанию забывают указать заказчику на тот факт, что фен-шуй китайская система и первоначально она служила не живым а именно мертвым. И как говорится то, что для мертвого китайца хорошо то для живого славянина плохо.

В мире много самых различных архитектурных, дизайнерских систем, стилей одни были “мертвыми” изначально, другие разрабатывались для условий отличных от наших, в поисках архитектурных, дизайнерских систем (принципов) иногда можно встретить системы которые максимально приближены к гармоничному пониманию принципов мироздания.

В основе многих известных архитектурных, художественных, скульптурных шедевров лежат "золотое сечение" Леонардо да Винчи и "числовой ряд" Фибоначчи.

золотое сечение

Данные системы описывают принципы гармонии которые уловили, описали Леонардо да Винчи и Фибоначчи.

А как совместить плоскостные принципы гармонии описанные Леонардо да Винчи и Фибоначчи, объем и индивидуальность? Для многих будет открытием, но такая система существовала у наших предков и она была для них привычной и понятной. И вновь подтвердилась древняя истина “новое это хорошо забытое старое”.

Думаю вряд ли наши предки выделяли это в отдельную архитектурную систему скорее всего это было просто частью их гармоничного взаимодействия с окружающим миром частью системы мировоззрения.

Давайте назовем эту систему “системой саженей” тем более, что под таким названием она уже была описана Анатолий Федоровичем Черняевым.

система саженей

Для того, чтобы приблизиться к основополагающим принципам системы саженей давайте вспомним какие нам сейчас известны:

Таблица саженей по Черняеву

Основное на, что я хочу обратить ваше внимание это то, что взаимосвязь человека и жилища гораздо более сложная и необычная чем может показаться на первый взгляд. Не зря ведь нам известна поговорка, что “дома и стены лечат”. К сожалению современные строения мало соответствуют этой истине.
Давайте представим симбиоз здания и человека в виде оркестра. При гармоничной игре дирижера и всего оркестра мы получаем настоящее наслаждение и как будто очищаемся от грязи, восстанавливаем силы, получаем прилив бодрости и сил. При плохом исполнении произведения мы наоборот получаем ощущения раздражения, усталости (теряем энергию / силы). Разные задачи, разная обстановка и разное настроение предполагают разную музыку, разные вибрации.
Задачи метрической системы измерений упростить (отбросить тона и полутона), автоматизировать процесс — саженная система позволяет гармонизировать, расширить диапазон восприятия, произвести процесс соизмерения себя с окружающим миром.
Как мы видим каждая система имеет свою сферу применения. Поэтому метрическая система нашла активное применение в машиностроении, массовом строительстве и т.д. И в связи с тем, что преобладали идеи материализма, коллективизма постепенно вытеснила саженную систему. Иногда это делалось и сознательно. Исследования показали, что в зданиях и сооружениях спроектированных по метрической системе присутствуют стоячие волны. То есть такие здания и помещения действуют на биологические объекты угнетающе, провоцируют и усиливают негативную энергетику. Как минимум ничего хорошего от них нет. В тоже время мы замечали особую благость каких-то исторических объектов, произведений искусства. Такое впечатление, что ощущение времени и пространства там меняется. Кто-то чувствует прилив сил, кто-то наоборот избавляется от накопившейся усталости.
Поэтому если мы хотим гармонизировать себя с окружающим живым миром, нам стоит обратить свой взор и свое внимание на саженную систему соизмерения.
При первом взгляде работа с саженной системой может показаться сложной и непонятной. Могут возникнуть различные вопросы. Но смею вас уверить, что в ней довольно легко разобраться.
Судя по названию саженей можно понять, что в зависимости от назначения строительного объекта применялись (соизмерялись) необходимые типы саженей.
Вариант:
1) Если вернуться к музыкальным терминам то в зависимости от типа музыкального инструмента использовался нужный камертон. То есть в зависимости от предназначения здания (помещения) применяется соответствующая группа саженей.
2) Мы сами выбираем необходимую группу саженей наиболее близкую нам по размеру. В этом случае 15 саженей разбиваются на 5 групп по 3 саженя в каждой.
3) При нашем выборе мы руководствуемся нашими ощущениями, интуицией. То есть при выборе типа саженей мы руководствуемся своим внутренним камертоном.
При этом возникает логичный вопрос а как правильно выбрать ведь в жилом здании будет жить семья. Практическая рекомендация в этом случае сводится к такому принципу: тип саженей для наружных габаритов здания выбирает мужчина (хозяин) а тип саженей которые будут применяться внутри помещения выбирает женщина (хозяйка) при этом достигается оптимальная гармонизация. Высота потолков проектируется равной 2-м саженям. Кроме того для внутренних помещений можно использовать разные сажени для разных помещений. Для того, чтобы это разница высоты потолка не сильно “бросалась в глаза” можно сделать смещенные этажи или такие помещения разместить на разных этажах. Благодаря ступенькам эта разница уже не будет бросаться в глаза.
После того как вы просчитали (подготовили) свой проект в саженной системе, чтобы не возникало лишних вопросов и для удобства строителей и монтажников можно сажени перевести в привычные метры, сантиметры, миллиметры и в таком виде выдать на объект строительства.
После постройки такого дома вы сами почувствуете, что дом живой и он реально будет вам помощником и опорой, будет восстанавливать и лечить вас.
проект Ф.О. Шехтеля
Интересные факты взаимодействия дома и человека: атеист Максим Горький жил в доме С.П. Рябушинского который был выстроен в 1900-1902 гг. по проекту Ф.О. Шехтеля. Дом проектировался с помощью церковных саженей при этом дом и Максим Горький мягко говоря “не нашли общего языка”. При этом сотрудники музея рассказывают, что даже в конце рабочего дня не чувствуют никакой усталости.
Приятный бонус: посмотрите на длинны саженей и вы увидите уже знакомые комбинации цифр из цифрового ряда Фибоначчи.
Для тех кто решит углубить свои познания рекомендую ознакомиться с материалами Анатолия Федоровича Черняева, прочитать «Практическое руководство по работе с саженями» М. Ю. Макарова 2015г.

Андрей Беловодский.

      

Google